Свет Консалтинг. Лампы оптом
Поиск Техподдержка
ГЛАВНАЯ
ДОСТАВКА И ОПЛАТА
ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ
ВСЕ ЛАМПЫ
Светодиодные
Энергосберегающие
Люминесцентные
Металлогалогенные
Натриевые
Ртутные
Газоразрядные
Галогенные
Автомобильные
Дневной свет
Сигнальные
Ксеноновые
Лампы накаливания
ВСЕ СПЕЦЛАМПЫ
Ультрафиолетовые
Инфракрасные
Бактерицидные
ВСЕ СВЕТОДИОДЫ
Панели
Прожекторы
Светильники
Аналоги
Ленты
Драйверы
ВСЕ ЭПРА и ДРОССЕЛИ
ЭПРА
ЭмПРА
Стартеры
Цоколи
ИЗУ для МГЛ
Балласты
Дроссели
СВЕТИЛЬНИКИ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПОИСК ПО ПАРАМЕТРАМ

Поиск


Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация


Общение:
Свет Консалтинг Вконтакте Свет Консалтинг в Фейсбуке
Есть идея или предложение?


Автомобильные лампы. Особенности автоламп разных технологий свечения


Что такое автомобильные лампы



Автолампы – это лампы, используемые в передвижной технике – автомобилях, мотоциклах, автобусах, грузовиках и карьерных самосвалах. Так как условия работы лампы в движущейся машине сложнее, чем в состоянии покоя, то автолампы имеют ряд конструктивных изменения, существенно отличающих их от стандартных источников света.

Кроме того автомобильный свет достаточно быстро эволюционирует – и если раньше основной технологией получения света была галогенная технология, то сейчас возможны ксеноновые лампы, светодиодные лампы в обычные фары, светодиодные фары в сборе и даже экспериментальные лазерные фары. Каждая технология имеет свои плюсы и минусы, в которых и разбираемся в этой статье.

Содержание:
1) История появления автомобильных ламп
2) Галогенные лампы
    2.1) Фланцевые автолампы
    2.2) Штифтовые автолампы
    2.3) Софитные автолампы
    2.4) Бесцокольные автолампы
    2.5) Лампы с уплотняющем цоколем из пластика
    2.6) Плюсы и минусы галогенной лампы
3) Ксеноновые лампы
    3.1) Виды ксеноновых автоламп
    3.2) Преимущества и недостатки ксенона
4) Светодиодные лампы
    3.1) Виды светодиодных автоламп
    3.2) Преимущества и недостатки светодиодов
5) Лазерные фары

История появления автомобильных ламп



Первые автомобильные лампочки, которые освещали путь в ночное время, начали использовать еще в начале прошлого столетия. Они представляли собой обычные электрические источники с нитью накаливания, пришедшие на смену керосиновым фонарикам. При встречном движении такие лампы нередко ослепляли встречный транспорт, а видимость на дороге оставалась весьма скудной. Все изменилось, когда фары разделились по своим функциям на фары ближнего и дальнего света. Это могут быть как две отдельных фары, так и два разных отражателя внутри одного корпуса – одной фары.

Освещенность на дорогах возросла, а в последующем индустрия светотехники предложила сразу несколько видов автомобильной лампы: галогенные, ксеноновые, светодиодные и лазерные. Они полностью заменили классическую лампу в авто освещении, предложив долговечный и безопасный источник света, хотя использование этих технологий подразумевает совсем другую стоимость источников света. Однако в некоторых областях это суровая необходимость – скорости передвижения по дорогам тоже выросли – и там, где раньше достаточно было освещать участок на 20 метров перед машиной – теперь требуется увидеть человека на обочине за 100 метров – иначе можно просто не успеть затормозить.



Вернуться к меню

Галогенные лампы



Это первый вид автомобильной лампы, который пришел на смену двухнитевой лампе накаливания. Галогенные источники в 3 раза увеличили светоотдачу и позволили расширить диапазон цветовой температуры за счет изменения изначального цвета колбы. Эффекта увеличения светоотдачи удалось достичь благодаря особому принципу работы автомобильной галогенной лампы: пары галогена и частицы кислорода реагируют на испарение элементов вольфрамовой проволоки, не позволяя последним оседать на стенках колбы и провоцировать их потемнение. Такая технология приводит к повышению рабочей температуры лампочки и делает свет более ярким, а сам прибор при малых габаритах живет до 4 раз дольше предшественника. Хотя по современным параметрам галоген уже считает самым дешевым и не надёжным источником света – остальные технологии его обошли.

Конструкция лампочек представлена несколькими типами, каждый из которых обладает своим набором технических характеристик и областью применения. Итак:

1. Фланцевые автолампы. Устройство цоколя оснащают ограничителем или фланцем, а электрический ток подводится при помощи плоских контактов. Основное назначение – головной, противотуманный и прожекторный свет. Распространенные модели: Н1, Н4 и Н7.

Из них лампочку Н7 отличает создание яркого, но при этом мягкого и не ослепляющего света, поэтому ее используют в фарах ближнего и дальнего освещения. Это усовершенствованный тип фланцевой лампы с отдачей света до 1500 Лм, который опередил в популярности лампу Н1. Если последнюю часто применяли и в ближнем, и в дальнем освещении, то с появлением Н7 ее основной задачей стало освещение при тумане.



Вернуться к меню


2. Штифтовые автолампы – это лампочки с едва заметным смещением штифтов или, наоборот, с их симметричным расположением. Небольшое нарушение симметрии в высоту используют для корректировки лампочек в патроне, а круговое смещение свойственно оранжевым лампам (стекло таких приборов окрашивают и монтируют в поворотники из прозрачных материалов).



Вернуться к меню


3. Софитные автолампыоснащены двухсторонним цоколем. Их применяют во внутреннем освещении автомобиля и устанавливают в поворотники. Компактные формы позволяют лампочке легко помещаться в плоские плафоны, создавая комфортную освещенность в салоне. Еще одно применение софитной лампы – это стоп-сигналы и подсветка автомобильных номеров.



Вернуться к меню


4. Бесцокольные автолампы. Фактически цоколь у таких лампочек есть, но представлен в виде патрона из пластика, где контакты прижаты к проводнику вне колбы. Лампы насчитывают 4 типоразмера и отличаются повышенным сроком службы, за что получили высокую оценку автолюбителей. Одинаково успешно их используют и в габаритных огнях, и в панели приборов.

5. Галогенные лампы со стекло-пластмассовым патроном, предназначенные в основном для освещения панели приборов. Обладают крепким креплением контактов и не подвержены окислительным процессам.



Вернуться к меню


7. Лампы с уплотняющим цоколем из пластика. Модель создана по типу Н7 и маркируется как Н8 (ближний и противотуманный свет), Н9 и Н11 (используют в дальнем свете за счет интенсивности потока). Небольшие размеры позволяют монтировать лампочки в маленькие фары, а также использовать в качестве дополнительного освещения в фарах ближнего и дальнего света (например, с лампами НВ3-НВ4). Нередко их комбинируют с ксеноновыми источниками для оптимизации светового потока.



Вернуться к меню

Плюсы и минусы автомобильной галогенной лампы



Вначале отметим особенность использования галогенных лампочек, поскольку неправильный подход к «общению» легко может вывести прибор из строя и оказаться их главным недостатком. Высокая рабочая температура внутри колбы предполагает проводить установку в перчатках, чтобы не оставить на лампочке отпечатки пальцев и следы кожного жира: при нагреве такие «артефакты» создают микротрещины и моментально завершают едва начавшуюся жизнь лампочки.

Теперь о недостатках:

• Зависимость от напряжения. В некоторых случаях даже незначительный перепад выводит лампочку из строя.
• Сильный нагрев колбы при работе. Нельзя прикасаться к лампе незащищенными руками. Можно получить ожог, а также превратить особенность эксплуатации в минус.

О преимуществах:

• Высокая световая отдача (до 30% выше обычной лампы накаливания).
• Хорошая цветопередача и увеличенный срок службы.
• Компактные размеры и возможность регулировки света.
• Сохранение яркости свечения на протяжении всей жизни.
• Живут в два раза дольше обычной лампы (от 2 до 4 тысяч часов).



Вернуться к меню

Ксеноновые лампы


Рис. Оцените, насколько ксенон лучше галогена

Ксеноновый свет в автомобильных лампах появился на российском рынке почти 20 лет назад, но широкое распространение получил лишь в последнее десятилетие. За это время технологию усовершенствовали, решив проблему генерации высоковольтных импульсов, а сами лампочки стали желанными спутниками автомобилистов: они отлично имитируют дневное освещение и создают яркий свет в ночное время.

В основе работы таких источников лежит электрический разряд, который образуется между электродами, создавая электрическую дугу или свечение. Колба лампочки наполнена смесью инертных газов, где главный составляющий – это ксенон. Поскольку нити накаливания внутри корпуса нет, а свет образуется за счет разрядов, лампы для запуска требуют высоковольтного импульса (до 25 тысяч В), иначе включения дуги не произойдет.

По интенсивности света ксеноновые лампы в несколько раз превосходят галогенные, а энергии на выработку света они расходуют меньше. Сам источник света гораздо меньше (короче нити накала), поэтому свет можно более точно сфокусировать и получить световое пятно с более чёткими краями, что предотвращает ослепление встречных водителей. Высокая производительность и рациональное потребление ресурсов позволили снизить нагрузку на автомобильный генератор, что отдельно и высоко оценивают владельцы ТС. Экономичность лампочек – это еще и весомый вклад в экологию, поскольку меньший расход топлива понижает вредные выбросы в атмосферу.



Вернуться к меню

Виды ксеноновых автомобильных ламп


Рис. Как выглядят фары с ксеноном разной цветовой температуры

Лампочки производят разной мощности и диапазоном цветовой температуры, которые и выступают их основной отличительной чертой. Востребованные варианты:

• Ксенон с температурой 4300 К создает чистый белый свет, который наиболее близок дневному. Освещение отличается мягкостью и комфортом. Не ослепляет встречные автомобили, но сохраняет при этом высокую яркость. Отдельные производители ТС включили такие лампы в базовую комплектацию автомобилей, поскольку оптимальное сочетание характеристик делает освещение дорожного полотна приемлемым для всех участников дорожного движения.
• Ксеноновая лампа с цветностью 5000 К – создает поток белого света, часто используется в противотуманных фарах или в качестве основного освещения. Отдельный плюс лампочки – это отсутствие ультрафиолета, который утомляет зрение.
• Ксенон с температурой 6000 К – производит ровный световой поток с небольшим количеством голубых тонов. Пользуется не меньшей популярностью среди автомобилистов, но создает не очень приятный свет для встречного транспорта.
• Лампочки цветностью 8000 К – создает интенсивный и ровный поток света, но его спектр очень близок фиолетовым оттенкам. Видимость дорожного полотна при таком освещении скудная, поэтому ксенон с высокой цветовой температурой практически не используют.

Ксеноновые лампы для автомобилей производят в двух вариантах мощности: 35 W и 50 W. Интенсивность потока зависит от мощности источника и здесь важно учитывать, что 50-ваттные лампы помимо яркой освещенности добавят резкую границу в переходах от света к тени, изрядно утомят зрение водителя и ослепят встречный поток. По этой причине чаще предпочтение отдают лампам с малой мощностью – свет от них яркий, а негативных сторон меньше. Таблица соотношения мощности и световых потоков для наглядного примера:


Табл.1 - Связь мощности, цветовой температуры и светового потока ксеноновой лампы

   Мощность, Вт      Цветовая температура
3000K 4300K 5000K 6000K 8000K 10 000 K 12 000 K
   35 Ватт 2800 lm 3200 lm 3000 lm 2600 lm 2200 lm 2000 lm 1800 lm
   50 Ватт 3800 lm 4100 lm 3900 lm 3600 lm 3100 lm 2600 lm 2000 lm


Вернуться к меню

Преимущества и недостатки ксеноновой автомобильной лампы



Главное достоинство ксенона – это создание вдвое большего количества света по сравнению с обычными лампами накаливания, в том числе галогенными. Это позволяет создать максимальную освещенность дороги в ночное время и снизить аварийные ситуации. Правда, яркий свет ксеноновых источников может оказаться палкой о двух концах, но об этом чуть позже. А сейчас отметим достоинства лампочек:

• Меньшее потребление электроэнергии снижает нагрузку на генератор и позволяет использовать энергетические ресурсы на другие нужды.
• Отмечается снижение топливных расходов.
• Повышается комфортность передвижения в темное время суток, благодаря качественной имитации дневного света.
• При соблюдении правил эксплуатации служат от 2 до 4 тысяч часов.

Теперь о недостатке лампы, который одновременно выступает ее главным достоинством – это яркий свет. Автомобили, оснащенные ксеноновым источником, производят заливающие поток света, который настолько хорошо освещает дорожное полотно и прилегающие участки, что создает угрозу ослепления встречных автомобилей. Чтобы нивелировать очевидный минус ксеноновой лампы, важно с максимальной точностью настроить освещение и правильно регулировать уровень света, уважая других автомобилистов.



Вернуться к меню

Светодиодные лампы. Светодиодные фары



Лампочки на основе диодов используют во всех оптических системах – от салонного освещения до фар и прочих участков автомобиля, которые нуждаются в подсветке. Сегодня они представляют самый востребованный источник освещения, благодаря соотношению цена/качество. Лампы производят мощные потоки света, что создает отличную освещенность пространства и не утомляет зрение. При этом комфортность на дороге ощущает как сам водитель, так и встречные автомобилисты: умеренное количество белого света воспринимается довольно приятно и не ослепляет глаз. Однако в головной оптике светодиодные лампы пока использовать не очень правильно (правильно – готовые светодиодные фары), так как лампе необходимо куда-то охлаждаться – а радиатор, как правило, не может поместиться вместе с лампой внутрь фары. Поэтому радиатор торчит из посадочного гнезда с внутренней стороны лампы, и не позволяет закрыть лампу штатной крышкой, что вызывает все сопутствующие проблемы.

В случае с использованием светодиодной лампы в других частях автомобиля (салонный свет, габариты, поворотники) – таких проблем не возникает.



Вернуться к меню

Виды светодиодной лампы для автомобиля




Светодиоды работают в диапазоне напряжения 12 В и 24 В. Первые предназначены для легковых автомобилей, вторые – для грузовых. Диодные лампочки весьма чувствительны к перепадам напряжения, поэтому их работа подразумевает использование драйвера. Он обеспечивает стабильную подачу питания, обладает компактной формой и представляет один из важных параметров при выборе лампы, на который необходимо обращать внимание. Недобросовестный производитель зачастую экономит на драйверах, поэтому диоды очень быстро выходят из строя. Качественный светодиодный источник стоит немного дороже китайской подделки, но и служит соответственно: не меньше чем заявлено на упаковке.

Итак, самые «ходовые» диодные лампочки для автомобилей:

1. Головная оптика. Ближний и дальний свет на основе диодных лампочек работает аналогично галогенным или ксеноновым источникам, поскольку создаются очень мощные потоки света с широким углом охвата. При этом диоды светят в несколько раз ярче галогенок и не ослепляют встречный транспорт, что свойственно ксенону. Такой нюанс создает большое преимущество светодиодному освещению на дорогах, поднимаясь на ступень выше ближайших конкурентов. Цветовая температура лампочек достигает 6000 К, позволяя получить потоки насыщенных белых тонов (около 3600 Лм). Корпус оснащен радиатором из алюминия для полноценного отвода тепла, которое образуется в минимальном количестве (90% энергии преобразуется в свет). Поскольку светодиоды создают точечные световые пучки, для использования в головной оптике им потребуется рассеиватель (у отдельных моделей он бывает встроенным).

2. Передние/задние габариты и стоп-сигналы. Здесь могут быть особенности эксплуатации. Например, если светодиод расположен вблизи основного освещения и не оборудован преобразователем тока, ему потребуется защита от перегрева. В противном случае кристаллики диода могут выйти из строя. Распространенные модели для передних габаритов – w5w или hb4, для задних – серия двухконтактных диодов 14hp. Лампы отличаются надежной работой и долгой жизнью, поэтому использовать их в качестве сигнальных огней очень удобно: расположенные в труднодоступных местах фары, они очень долго не требуют замены.

3. Противотуманное освещение. Светодиоды в этом случае используют не только в сложных погодных условиях, но и в обычное время в качестве дневных огней. Светодиоды здесь помимо практической функции привносят эстетическую составляющую: лампочки выполнены в цвете и позволяют поэкспериментировать со светом, создавая неповторимый облик автомобиля.

4. Освещение салона. Здесь чаще используют компактные светодиоды, цоколь которых подходит для штатных разъемов светильника. Нередко можно встретить источник повышенной мощности и чуть больших габаритов, который удачно поместился в автомобильный светильник. Лампочки в виде прямоугольных матриц монтирую реже, поскольку их габариты часто не вписываются в отведенное пространство. Вне зависимости от конструкции светодиодной лампы, ее использование сохранит ресурсы аккумулятора и создаст при этом яркий и приятный свет в салоне, не оставляя теневых участков.



Вернуться к меню

Преимущества и недостатки светодиодной лампы в автомобиле


Рис. Как выглядит светодиодных ближний свет в фаре

Вначале отметим достоинства светодиодного освещения. Итак:

• Светодиоды примечательны высокой экономичностью, которая до 10 раз превосходит лампы накаливания и в 2-3 раза галогенные источники света.
• В процессе работы они мало нагреваются, поэтому их можно безопасно размещать вблизи плавящихся элементов автомобиля (в том числе – салонной обшивки).
• Образуют потоки яркого белого света, создавая хорошую освещенность на дороге без ослепления встречного транспорта.
• Колба лампочек обладает защитой от вибраций и надежно защищена от попадания влаги.
• Лампы не образуют ультрафиолет и не содержат ртути в составе, поэтому их можно утилизировать как обычный бытовой мусор.
• Обладают самой продолжительной жизнью среди всех видов ламп и служат до 10 тысяч часов.

Теперь о минусах светодиодной лампы:

• Не подлежат ремонту. Если один из элементов лампочки вышел из строя, его придется заменить новым.
• Со временем кристаллы диодов деградируют, поэтому ближе к завершению срока службы яркость света снижается.

Из недостатков (но уже не лампочек, а их выбора) можно отметить засилье светильников низкого качества, которым наводнили рынок малопорядочные производители. В стремлении купить хорошую лампу по низкой цене покупатель рискует обзавестись подделкой, где грубо сэкономили на теплоотводе или других важных деталях, которые отвечают за характеристики и время жизни светодиодов. Поэтому при покупке предпочтение лучше отдавать проверенным брендам, которые заботятся о своих покупателях.



Вернуться к меню

Лазерные фары




Это принципиально новый источник света для автомобильных фар, первая информация о котором появилась относительно недавно – в 2011 году. Первопроходцами в освоении лазерного освещения стали автомобильные концерны BMW и Audi, которые сегодня комплектуют серийные автомобили лазерными фарами. Лампочки монтируют с противотуманными огнями для подсветки дорожных помех, предотвращения столкновений с пешеходами и т.д.

Принцип работы такого устройства базируется на инфракрасных радарах, которые способны воспринимать тепловое излучение на дальних расстояниях. Обнаруживая человека или животное на дорожном полотне, ИК датчики передают сигнал лазерным фарам – своеобразным «поисковым огням» автомобиля, которые направляют световой пучок на освещение препятствия. При высокой скорости передвижения лазерные фары помогают «выиграть» до 5 секунд времени, которые позволят водителю сориентироваться и избежать фатальных последствий.

Основу лазерной фары представляет желтый фосфор, а непосредственно лазер используют лишь для разогрева этого химического элемента. Нагреваясь, фосфор становится очень мощным источником света, который фокусируется на дороге и прилегающих участках, создавая эффективное освещение вечером и ночью. Интенсивность свечения лазерных фар в несколько раз превосходит все известные источники при аналогичных затратах электроэнергии, а специальный отражатель (он размещен за фосфором) концентрирует на дороге 95% яркого белого света.

Преимущества лазерного освещения на дороге


• Лазерные фары создают совершенно белый свет, который не искажает восприятие предметов/объектов и сохраняет даже самые мелкие их очертания.
• Освещают дорожное полотно на расстоянии до 600 метров, что особенно удобно на малознакомых участках дороги. Это обеспечивает безопасность и водителю, и автомобилю, позволяя передвигаться на высокой скорости.
• Интенсивность свечения лазерных фар почти в 2 раза больше, а мощность – в 2 раза меньше в сравнении с галогенными или ксеноновыми источниками.
• Обладают продолжительным сроком службы (не меньше 10 тысяч часов).

Лазерное освещение по уровню яркости и общей безопасности превосходит и светодиодные, и ксеноновые лампы. Единственный недостаток, который возникал на первых этапах разработки – это ослепление встречного транспорта. Но его успешно разрешили с помощью микроконтроллеров: эти устройства ограничивают направление светового пучка и устраняют возможные помехи для всех участников движения.

Лазерные фары еще не успели войти в широкое обращение и остаются довольно редким явлением, но судя по обстоятельствам, именно за этой технологий – будущее автомобильного света. Правда, для оснащения серийных автомобилей лазерными фарами придется подождать еще лет 5-10. По заявлениям инженеров, за указанный период вполне удастся создать лазерные фары с относительно невысоким ценником, который станет доступен большинству автомобилистов.



Вернуться к меню



© ООО Свет Консалтинг (2007-2018)
Все логотипы и бренды, используемые на сайте, принадлежат их правообладателям.
Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.
Мобильная версия
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика